Рецензия на фильм Джоэла Коэна «Трагедия Макбета»

автор:
Андрей Наумов


Оценка: 9 из 10

Новая экранизация пьесы Уильяма Шекспира выходит на стриминговом сервисе Apple TV+ 14 января 2022 года. Режиссёр и сценарист: Джоэл Коэн. В ролях: Дензел Вашингтон, Фрэнсис МакДорманд, Алекс Хэсселл, Берти Карвел, Брендан Глисон, Гарри Меллинг и другие.

Сколько можно экранизировать «Макбета», вздыхает зритель чаще, чем по несколько раз в десятилетие. Зачем нам понадобилась ещё одна версия известного всем наизусть сюжета, когда, казалось бы, уже сняты идеальные фильмы по данной теме одними из величайших режиссёров в истории? Ответ на поверхности: «Макбет» — попросту наиболее кинематографичная пьеса Шекспира, в разы пластичнее для перевода на киноязык любого автора, даже чем, вне всяких сомнений, великое шекспировское творение о Ромео и Джульетте. Это с блеском в своё время доказали Уэллс, Полански, Куросава, Бела Тарр и пока ещё не дотягивающий до величия имён из этого списка австралиец Джастин Курзель. Теперь пришла очередь Джоэла Коэна, который вместе с младшим братом Итаном по праву занимает ведущую позицию в американском кинематографе вот уже сорок лет, но впервые со времён «Простой крови» сидит в режиссёрском кресле, как на троне, единолично. Сидит он, как видится, уверенно, а корона на его голове ему, очевидно, не жмёт и очень даже к лицу.

Если вдруг кто-то подзабыл архитиповый сюжет о корыстолюбии, чрезмерной жажде власти, предательстве и саморазрушении, то самое время освежить его в памяти. Славный воин Макбет (Дензел Вашингтон) вместе со своим боевым товарищем Банко (Берти Карвел) служат шотландскому королю Дункану (Брендан Глисон) и только что одержали для него крупную военную победу. По пути домой они встречают трёх ведьм, предрекающих воинам непростые, но интригующие судьбы: Банко предначертано стать прародителем рода королей, а Макбету – самим королём. Его эта весть окрыляет, и он тут же спешит поделиться ею с любимой женой, леди Макбет (Фрэнсис МакДорманд). Та, узнав о благой вести, встречает вернувшегося с полей сражения мужа тёплыми объятиями и обжигающим своим коварством планом убийства короля, пока тот сладко спит. Как известно, муж и жена – одна сатана, а после парочки ударов кинжала в ночи – королевская чета.

Коэновская «Трагедия Макбета» — это «Гражданин Кейн» среди экранизаций пьесы Уильяма Шекспира. Совершенная в своей кинематографической форме адаптация, которая многое черпает из кинематографа былых лет, но при этом уверенно стоит на своих ногах и с огромным пиететом относится к первоисточнику. Эта экранизация «Макбета» похожа на фильм Орсона Уэллса даже больше, чем экранизация «Макбета» Орсоном Уэллсом. Чёткая, холоднокровная режиссура Джоэла Коэна с каким-то запредельным художественным богатством картины, поражающей подбором выразительных локаций, декорациями, созданной с помощью тумана и монументальных бетонных сооружений атмосферой, заставляет вспомнить гигантизм и одержимость идеальными композициями, которым славится «Гражданин Кейн». А работа со светом и тенями, метафизические образы, наполняющие длинные и пустые коридоры шотландского замка, в подземелье которого словно бы спрятался тот самый кабинет доктора Калигари, живописные и жуткие ведьмы, напоминающие Носферату и в целом персонажей из творчества Мурнау – всё это изобразительное пиршество запросто превращает «Трагедию Макбета» в уникальное произведение эпохи немецкого экспрессионизма.

Братья Коэны как правило известны именно как безумно оригинальные, остроумные рассказчики, которым одинаково идеально удаются и комедийные истории про дурачков («После прочтения сжечь», «Фарго», «Воспитывая Аризону»), и мрачные триллеры в духе старого голливудского кино. «Трагедия Макбета» как раз по тону напоминает второе – неспешный нуар «Перекрёсток Миллера» или даже неовестерн «Старикам тут не место», однако по форме в этот раз Джоэл Коэн создал нечто абсолютно новое. Его фильм – это аудиовизуальный шедевр, в котором поражает буквально всё: глубоко насыщенная монохромная картинка, отточенные до совершенства движения камеры Брюно Дельбоннеля, благодаря которому «Макбет» по праву заслуживает звания одного из самых красивых фильмов последних лет, а также атмосферные музыкальные композиции Картера Бёруэлла, добавляющие происходящему должного трагизма.

Каждое монтажное решение доведено до безупречности, каждый переход между сценами – произведение искусства. Всё по заветам «правила шести» Уолтера Мёрча: на первое место ставится эмоциональная склейка, которая при этом и двигает сюжет, и задаёт ритм повествованию, и врезается в память, а дальше уже всё остальное. Можно бесконечно восхищаться тем, как кино снято и сшито, но важно отметить и то, как оно сыграно. Вашингтон ожидаемо исполнил эталонного Макбета, в очередной раз доказав полноправность своего места среди главных актёров современности. В роли коварной жены тана Кавдорского Джоэл Коэн снял свою собственную жену, что определённо добавляет остроты в перфоманс как всегда великолепной Фрэнсис МакДорманд.

Любопытно, как два шекспировских текста стали двумя важными игроками в «оскаровском» сезоне 2021-2022. И если «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, являющаяся практически буквальным ремейком фильма 62 года, перенёсшего «Ромео и Джульетту» на язык мюзикла и нью-йоркские улицы, ничем кроме первоклассной постановки танцев и операторской работы Камински удивить не смогла, то «Трагедия Макбета», напротив, удивляет всем и сразу. Но, пожалуй, главным достижением экранизации Джоэла Коэна является то, что благодаря его стопроцентно свежему и смелому видению четырёхсотлетняя пьеса снова ощущается совершенно по-новому.

Вадим Богданов, InterMedia



Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: