Рецензия на 2-й сезон сериала «Возвращение домой»: Memento Esmail

автор:
Дарья Азарова




Оценка: 8 из 10

Премьера второго сезона психологической драмы «Возвращение домой» состоится на онлайн-сервисе Amazon Prime Video 22 мая 2020 года. Создатели и сценаристы: Мика Блумберг и Элай Хоровиц. Режиссёр: Кайл Патрик Альварез. В ролях: Стефан Джеймс, Бобби Каннавале, Хонг Чау, Жанель Моне, Крис Купер и другие.

«Возвращение домой» — это один из лучших сериалов 2018 года, который практически никто не видел. Своей уникальностью и свежестью он был обязан талантливейшему постановщику Сэму Эсмейлу, который в промежутке между великолепным третьим сезоном «Мистера Робота» и его шедевральным финальным четвёртым занялся адаптацией подкаста Gimlet Media «Возвращение домой» в виде 10-серийного шоу. Эсмейл превратил достаточно странную, но местами знакомую историю о большом заговоре в произведение истинно загадочное, непредсказуемое и художественно выдающееся. Все эти громкие эпитеты как минимум должны сподвигнуть вас к просмотру сериалу, если вы ещё не.

История первого сезона параллельно раскрывалась в двух временных отрезках, визуально подчёркнутыми различными форматами изображения, заставляя зрителя рисовать в голове схемы подобно Чарли Дэю в известном меме. В одном таймлайне – героиня Джулии Робертс по имени Хайди (её лучшая роль за много-много лет) работает в Центре поддержки «Возвращение домой», помогая бывшим военнослужащим, среди которых Уолтер Круз (Стефан Джеймс) – ещё один главный герой, избавиться от посттравматического синдрома. Компания практикует особые медикаменты, которые воздействуют на память испытуемых (у тебя не может быть ПТСР, если ты о нём не помнишь, смекаете?). 4 года спустя Хайди работает официанткой в пригородном кафе и ничего не помнит о своём предыдущем месте работы (визуально это подчёркивается ограничивающими кадр рамками по бокам). Обе сюжетные линии в итоге синхронизируются удивительнейшим образом.

Несмотря на то, что история первого сезона завершилась на высочайшей ноте с исчерпывающей кульминацией, создателями шоу, Микой Блумбергом и Элаем Хоровицем, было принято опрометчивое решение снимать продолжение. Сценарий пришлось писать с нуля, ибо история того подкаста была исчерпана, а заодно искать много новых людей, чтобы заменить тех, кто занимался первым сезоном, но решил не связываться со вторым. В актёрском составе произошли серьёзные изменения: вместо Робертс пришла на главную роль Жанель Моне, ей компанию составил как всегда харизматичный Крис Купер, исполняющий тут роль слегка потерявшего рассудок старика, руководящего всей этой организацией, что стоит за «Возвращением домой». Из прошлого сезона вернулись Стефан Джеймс, Хонг Чау, героиня которой здесь вышла на первый план, а также гостевым камео отметился Бобби Каннавале, чьей физиономии мы всегда нескончаемо рады.

Перестановки последовали и в режиссёрском кресле. Место Эсмейла занял малоизвестный инди-режиссёр Кайл Патрик Альварез, что автоматически даже самых преданных фанатов первого сезона заставило сильно сомневаться в том, что второй – не разочарует. Но можно спокойно выдохнуть: новые 10 серий действительно не разочаровывают, хотя и с работой Сэма Эсмейла, конечно, не сравнятся. Случилось примерно тоже, что и с «Большой маленькой ложью»: то есть новый постановщик пытается выдерживать стилистику предыдущего, причём так сильно, что история начинает маячить уже где-то на втором плане. (Да, мы помним, что видение Андреа Арнольд «перемонтировали» на постпродакшене, но лучше от этого шоу явно не стало).

В чём замес сезона под цифрой «2»?

Алекс (Моне) просыпается посреди озера в лодке, у которой нет вёсел. Девушка ничего не помнит, но видит молодого человека на берегу, поспешно удаляющегося у неё из виду. Только в третьем эпизоде мы узнаем, кто такая Алекс и начнём догадываться, что же с ней произошло. В первых же двух сериях мы будем ощущать себя героем фильма «Помни» Кристофера Нолана: то есть воссоздавать вчерашний день вместе с Алекс через надписи на салфетке в кармане, по ключу от номера в мотеле и странной татуировки на левой руке.

В третьем эпизоде сезон начинает двигать повествование по спирали – нам показывают события прошлого сезона с другой точки зрения (от лица героини Хонг Чау в частности), расширяют мифологию (этому обязано появление Леонарда Гейста (Купер), основателя всей этой огромной корпорации) и наконец постепенно начинают подводить к событиям первой серии. Тут-то мы и знакомимся с Алекс – девушкой, которая лично отбирала добровольцев для программы «Возвращение домой». Как она оказалась в лодке в какой-то глуши и, что ещё интереснее, что она собирается делать после потери памяти – на эти вопросы второй сезон ответит вам уже самостоятельно.

Да, если бы не столь витиеватое повествование, которое кружит зрителю голову, заставляя постоянно держать в памяти абсолютно все события шоу, сюжет второго сезона вряд ли смог кого-то зацепить. Хотя бы потому что, если его развернуть и выложить по хронологии, он станет всего-навсего затянутым эпилогом истории Эсмейла. В случае же с «Возвращением домой» подача решает. Альварез тщательно пытается мимикрировать под предыдущего постановщика, всячески выдумывая новые и не всегда очевидные манёвры с камерой: например, вторая серия начинается с пятиминутного лонг-тейка, насквозь пропитанного саспенсом, а в пятом есть своеобразный ремейк той самый сцены с тележкой из первого сезона.

Здесь нет игры с форматами, но всё так же идёт воздействие на зрительское восприятие. Во многом за счёт потрясающей работы с музыкой. Команда композиторов и звукорежиссёров выдали такое сочное звучание в каждой серии, что хотя бы ради их заслуг шоу хочется досмотреть. Являясь психологическим триллером, «Возвращение домой» очень часто опирается на музыку как главный элемент саспенса. Конечно, Альварез то и дело отсылается на Хичкока и Де Пальму, используя всевозможные зумы и операторские линзы, но именно вместе с музыкальным сопровождением напряжённые эпизоды начинают плотно хвататься за ваши нервные окончания.

В плане операторских изысков новый постановщик старательно пытается за их счёт скрыть своё ещё пока не затвердевшее режиссёрское видение. Он постоянно стремится найти неожиданный ракурс, любит долгие планы, периодически использует фиксацию камеры на определённом предмете (типа дыни), а ещё – заигрывает с монтажом: так, например, в седьмом эпизоде начинают прорисовываться недвусмысленные ассоциации со «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Рёфна.

Визуально и чисто с точки зрения постановки второй сезон «Возвращения домой» всё ещё ощущается авторским произведением и даже отчасти сохраняет дух «шоу Сэма Эсмейла». Вдобавок актёрские работы снова сплошь и рядом прекрасны: Жанель Моне уверено взяла на себя роль эмоционального ядра сериала, а Скотт Купер снова всех переиграл (поймёте, когда дойдёте до седьмой серии). Однако идея, сюжет и, соответственно, сценарий могут показаться либо вторичными, либо, при распутывании всех нарративных узлов, слишком простыми. О чём второй сезон? О человеческой памяти и подавлении индивидуальности большими корпорациями? Уже было. Где же новые мысли? Кажется, придётся искать в другом сериале 2020 года. Нынешнее «Возвращение домой» стоит смотреть и оценивать как чисто художественное упражнение в жанре триллера: нетривиально снято, хорошо сыграно, держит в напряжении. А по завершении – ещё и есть о чём поспорить.


Источник: InterMedia


Комментарии

Ваше имя:
Ваш комментарий:
Код с картинки: